Рабочая программа по биологии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1 .
от « 28 » августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ 31.08.2020г. № 174-д

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«Биология»
10-11 класс

ГО Карпинск
2020 г.

Рабочая

программа

учебного

предмета

«Биология» (далее

Программа)

разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и с учетом требований примерной
основной образовательной программы среднего общего образования.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса Биология. 10—

11 классы. Базовый уровень. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н.
Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Л. В.
Симонова. — М. : Вентана-Граф, 2017.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет
занимает важное место в формировании: на учной картины мира; функ циональной
грамотности, необхо димой для повседневной жизн и; навыков здорового и безопасного для

человека и окружающей среды образа жизни; эколо гического сознания; ценнос тного
отношения к живой природе и человеку; собственной по зиции по отношению к биологиче ской

информации, получаемой из разных источников.
Изучение

биологии

соз дает

условия

для

формирования

у

обучающихся

интеллектуальных, гражда нских, коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение

программы

по

биологии

обеспечивает

овладе ние

основами

учебно-

исследовательской деятельности, науч ными методами решения различных теоретических и
практических задач. Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение

общеобразовательной и общекультурной подго товки выпускников.
Программа предусматр ивает отражение современных за дач, стоящих перед
биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды,
живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено разви тию экологической

культуры молодежи, формированию ком петентностных качеств лич ности учащихся, развитию
познавательной деятельности (и, соответственно, познавательных универсальных действий) ,
укреплению и расширению пред ставлений о научной карти не мира с учетом биологических,

этических, гуманистических, коммуникативных, эстетиче ских и культурологических аспектов.
Настоящая программа максимально направлена на развитие экологического
миропонимания и воспитание у школь ников экологической культуры.
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:

раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины
мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией,
физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических
исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений,
объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и
предлагать варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов,
взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на
схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов
клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому
критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких
существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности
развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя

закономерности

изменчивости;

сравнивать

наследственную

и

ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к
среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить

доказательства

необходимости

сохранения

биоразнообразия

для

устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать

достоверность

биологической

информации,

полученной

из

разных

источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной
деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы
и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической
деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ)
на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать

научное

объяснение

биологическим

фактам,

процессам,

явлениям,

закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о
биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их
возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному
фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых
клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его
окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы
моногибридного

скрещивания,

применяя

законы

наследственности

и

используя

биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме
родословной, применяя законы наследственности;
оценивать

результаты

взаимодействия

человека

и

окружающей

среды,

прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования
отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Выпускник на углубленном уровне научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии
науки и в практической деятельности людей;

оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира,
прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий
(клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других
естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя
биологические

теории,

учения,

законы,

закономерности,

понимать

границы их

применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных
результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации
жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их
роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК),
антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания
о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в
случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение
количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных
организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой
природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать
процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых
организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных
этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе
сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость

мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной
изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород
животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую
теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую
категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии,
медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее
объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика,
диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать
график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по
биологии

(или

планировать

разрабатывать

работу,

отбирать

индивидуальный
и

проект):

преобразовывать

выдвигать

необходимую

гипотезы,

информацию,

проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе
полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и
экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных
отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач

информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать

необходимость

синтеза

естественно-научного

и

социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов
окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного
воздействия

на

экосистемы

своего

региона,

предлагать

способы

снижения

антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать
повседневной

приобретенные

жизни

для

компетенции

приобретения

в

практической

деятельности

и

опыта

деятельности,

предшествующей

профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Базовый уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в
биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании
современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные

основы

жизни.

Неорганические

вещества,

их

значение.

Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их
значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в
биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной
естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и
органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность
Биосинтез

белка.

клетки.

Энергетический

Пластический
обмен.

обмен.

Хранение,

Фотосинтез,
передача

и

хемосинтез.
реализация

наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние
наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические
и половые клетки.
Организм

Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений
и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений
развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных
групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы
наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола.
Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение.
Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.
Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и
перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации,
систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы

происхождения

жизни

на

Земле.

Основные

этапы

эволюции

органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека
(антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и
единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций
разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на
экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты
веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого
развития.
Перспективы развития биологических наук.
Углубленный уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь
биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе.
Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе
развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы
организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных
уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной
картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные
методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические
вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль
минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и
нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.
Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм
действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение,
функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические
вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии.
Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о
строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки.
Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции
хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные
отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток
эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и
меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы
энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в
процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы
фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его
свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме.
Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов
обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение
биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза.
Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в
жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и
позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина
заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов.
Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение,
движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов.
Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение

организмов.

Бесполое

и

половое

размножение.

Двойное

оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы
размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие.
Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных
групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития
организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические
терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов
генетики.

Законы

наследственности

Г. Менделя

и

условия

их

выполнения.

Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание.
Хромосомная

теория

наследственности.

Сцепленное

наследование,

кроссинговер.

Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и

неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое
картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье
человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики
для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака.
Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды
наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации,
виды

мутаций.

онкологических

Мутагены,

их

заболеваний.

влияние на
Внеядерная

организмы.

Мутации

наследственность

как

и

причина

изменчивость.

Эпигенетика.
Доместикация

и

селекция.

Центры

одомашнивания

животных

и

центры

происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы.
Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных
методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции.
Расширение

генетического

разнообразия селекционного

отдаленная

гибридизация,

экспериментальный

материала:

мутагенез,

полиплоидия,

клеточная

инженерия,

хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка.
Эволюционная

теория

Ч. Дарвина.

палеонтологические,

Свидетельства

эволюции

сравнительно-анатомические,

живой

природы:

эмбриологические,

биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его
критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица
эволюции.

Синтетическая

теория

эволюции.

Микроэволюция

и

макроэволюция.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные
ненаправленные

изменения

Молекулярно-генетические
движущая,

генофонда
механизмы

стабилизирующая,

популяции.
эволюции.

дизруптивная.

Уравнение
Формы

Харди–Вайнберга.

естественного

Экологическое

и

отбора:

географическое

видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция,
конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной
теории в формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как
результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические
группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы
происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые
события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Современные

представления

о

происхождении

человека.

Систематическое

положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их
происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип
толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию
экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов.
Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы
пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме.
Биотические

взаимоотношения

организмов

в

экосистеме.

Свойства

экосистем.

Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция
экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость
сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования
биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная
миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные
ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение
многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология.
Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор
учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение

клеток

растений

и

животных

под

микроскопом

на

готовых

микропрепаратах и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.

Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и
животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных
животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических
факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование разделов и тем

Всего

Лаборато

п/

часов

п

работы
10 класс
Введение в курс общей биологии

1

6

Биология как наука. Отрасли биологии, её связи с другими
науками. Значение практической биологии. Основные
свойства жизни. Отличительные признаки
живого.

Биологические системы. Биосистема как

структурная единица живой материи. Общие признаки
биосистем. уровневая организация живой природы. Роль
биологических теорий, идей, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира.
Методы изучения живой природы (наблюдение, сравнение,
описание,

эксперимент,

моделирование).

Взаимосвязь

природы и культуры.
Экскурсия в природу Многообразие видов в родной
природе.
2

рные

Биосферный уровень организации жизни

9

Особенности биосферного уровня организации жизни.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого
вещества в биосфере. Гипотезы о происхождении жизни
(живого вещества) на Земле. Работы А.И. Опарина и Дж.
Холдейна. Эволюция биосферы. Этапы биологической
эволюции

в

развитии

биосферы.

Биологический

круговорот. Круговорот веществ и поток энергии в
биосфере. Биосфера как глобальная био- и экосистема.
Устойчивость биосферы и её причины. Человек как житель
биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные
деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека
и природы в развитии биосферы. Среды жизни организмов
на Земле. Экологические факторы среды: абиотические,
биотические, антропогенные.
Значение экологических факторов в жизни организмов.
Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия
экологических факторов.

3

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

1

13

2

Особенности биогеоценотического уровня организации
живой материи. Биогеоценоз как биосистема и особый
уровень организации жизни. Биогеоценоз и экосистема.
Строение

и

свойства

биогеоценоза.

Видовая

и

пространственная структура биоценоза. Типы связей и
зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов
к совместной жизни в биогеоценозе, круговорот веществ и
превращения энергии — главное условие
существования биогеоценоза (экосистемы). Устойчивость
и динамика биогеоценозов (экосистем). Биологические
ритмы. Саморегуляция экосистем. Зарождение и смена
биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов (экосистем).
Агроэкосистемы.

Поддержание

разнообразияэкосистем.

Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа № 1
Приспособленность растений и животных к условиям
жизни в лесном биогеоценозе.
4

Популяционно-видовой уровень организации жизни
Вид,

его

критерии

и

структура.

Популяция

как

надорганизменная биосистема — форма существования
вида

и

особая

генетическая

система.

Развитие

эволюционных идей. Значение работ Ж.-Б. Ламарка.
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Популяция — основная
единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции
живой природы. Результаты эволюции. Многообразие
видов.

Система

Приспособленность

живых

организмов

организмов

к

на

среде

Земле.
обитания.

Образование новых видов на Земле. Современное учение
об эволюции — синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы
процесса происхождения и эволюции человека. Гипотезы о
происхождении человека и его рас. Единство человеческих
рас.
Основные

закономерности

эволюции.

Биологический

прогресс и биологический регресс. Основные направления
эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация.
Проблема сохранения биологического разнообразия как
основа

устойчивого

развития

биосферы.

Стратегия

сохранения природных видов. Значение популяционновидового уровня жизни в биосфере.
Лабораторная работа № 2 Морфологические критерии,
используемые при делении видов.
Лабораторная

работа

№

Наблюдение

3

признаков

ароморфоза у растений и животных.
Экскурсия в природу

Сезонные изменения (ритмы) в

живой природе.
11 класс
1

Организменный уровень организации жизни

17

Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы
жизнедеятельности

организмов.

Регуляция

процессов

жизнедеятельности opганизмов. Типы питания организмов:
гетеротрофы и автрофы. Размножение организмов —
половое и бесполое. Значение оплодотворения. Двойное
оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений.
Искусственное оплодотворение у растений и животных.
Индивидуальное

развитие

организма

(онтогенез).

Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития
организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и
наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов.
Генетика — наука о закономерностях наследственности и
изменчивости. Изменчивость признаков организма и её
типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их
материальная основа — изменение генов и хромосом.
Мутагены, их влияние на организм человека и живую
природу.

Генетические

закономерности

наследования,

установленные Г. Менделем, их цитологические основы.
Моно- и дигибридное скрещивание. Отклонения от законов
Г. Менделя. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов.

1

Хромосомная

теория

наследственности.

Современные

представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и
наследование,

сцепленное

с

полом.

Наследственные

болезни человека, их профилактика. Этические аспекты
медицинской генетики. Факторы, определяющие здоровье
человека. Творчество как фактор здоровья и показатель
образа жизни человека. Генетические основы селекции.
Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.
Вавилова о центрах происхождения культурных растений.
Основные

методы

селекции:

гибридизация

и

искусственный отбор. Биотехнология, её достижения.
Этические

аспекты

биотехнологии

некоторых

исследований

(клонирование,

в

искусственное

оплодотворение, направленное изменение генома). Вирусы
— неклеточная форма жизни. Вирусные заболевания.
Способы профилактики СПИДа. Организменный уровень
жизни и его роль в природе.
Лабораторная

работа

№

4

Модификационная

изменчивость.
2

Клеточный уровень организации жизни

9

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, К.М. Бэр, М.Я. Шлейден,
Т. Шванн, Р. Вирхов). Цитология — наука о клетке.
Методы изучения клетки. Возникновение клетки как этап
эволюционного развития жизни. Клетка — основная
структурная, функциональная и генетическая единица
одноклеточных
Многообразие

и

многоклеточных

клеток

и

тканей.

организмов.

Клеточная

теория.

Значение клеточной теории в становлении современной
естественнонаучной
клетки.

картины

Поверхностный

мира.

комплекс.

Основные

части

Цитоплазма,

её

органоиды и включения. Ядро. Постоянные и временные
компоненты

клетки.

Мембранные

и

немембранные

органоиды, их функции в клетке.
Доядерные

(прокариоты)

и

ядерные

(эукариоты)

организмы. Гипотезы о происхождении эукариотической

1

клетки. Жизненный цикл клетки. Деление клетки — митоз
и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности
образования половых клеток. Структура

и функции

хромосом. Специфические белки хромосом, их функции.
Хроматин. Компактизация
гаплоидный

наборы

хромосом. Диплоидный и

хромосом.

Гомологичные

и

негомологичные хромосомы. Гармония и целесообразность
в живой природе. Клеточный уровень организации жизни и
его роль в природе.
Лабораторная работа № 5 Исследование фаз митоза на
микропрепарате клеток кончика корня.
3

Молекулярный уровень проявления жизни

9

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы.
Органические и неорганические вещества, их роль в
клетке. Мономерные и полимерные соединения. Основные
биополимерные молекулы живой материи. Строение и
химический состав нуклеиновых кислот. Структура и
функции ДНК. Репликация ДНК. Матричная функция
ДНК. Правило комплементарности. Ген. Генетический код.
Понятие о кодоне. Строение, функции и многообразие
форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и
прокариот.
Пластический и энергетический обмен. Процессы синтеза
как

часть

Световые

метаболизма
и

темновые

живой

клетки.

Фотосинтез.

реакции

фотосинтеза.

Этапы

биосинтеза

Роль

фотосинтеза н
природе.

Хемосинтез.

белка.

Молекулярные процессы расщепления веществ в клетке.
Понятие

о

клеточном

дыхании.

Бескислородный

и

кислородный этапы дыхания как стадии обеспечения
клетки энергией. Регуляторы биомолекулярных процессов.
Последствия деятельности человека в биосфере. Опасность
химического загрязнения окружающей среды. Правила
поведения в природной среде. Значение экологическом
культуры человека и общества. Молекулярный уровень

жизни, его особенности и роль в природе.
Всего

70

5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».