Рабочая программа по астрономии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка

Принято с пролонгацией:
Педагогическим советом

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 24

Протокол № 1.
от «28» августа 2020 г.

О.А.Глухова
Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д

Основная образовательная программа
среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ФГОС СОО

«АСТРОНОМИЯ»
10 класс

ГО Карпинск
2020 г.

Рабочая программа курса «Астрономия» (далее – программа) разработана на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее - ФГОС СОО) и с учетом требований примерной основной образовательной программы
среднего общего образования., с учѐтом программы «Астрономия 10-11» для
общеобразовательных школ рекомендованной Министерством Образования и Науки РФ (автор
В.М.Чаругин, Просвещение, 2017) и ориентирована на использование базового УМК
В.М.Чаругина «Астрономия 10-11 классы», 2017 в целях реализации основной образовательной
программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 24.
Курс астрономии способствует формированию современной научной картины мира,
раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон
длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в
ней. Особую роль при изучении астрономии играет использование знаний, полученных
учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Программа курса направлена на развитие творческих способностей, воспитание и развитие
личности обучающегося, формирование полного представления о физической картине мира.
Цель курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними современную астрономическую картину мира.
Основные идеи курса — единство материального мира, эволюционный характер современной
астрофизики, опора на наблюдательные данные в процессе познания Вселенной, исторический
принцип. В результате освоения данного курса школьники должны познакомиться с методами
исследования небесных тел, получить представление о структуре, динамике, происхождении,
физических условиях и химическом составе космических объектов и Вселенной в целом.
Основными задача курса являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы
и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба
в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере
достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в
обучении, который воздействует на все сферы сознания личности, что является залогом
формирования качеств личности учащихся. Оптимизация процесса обучения предполагает
использование разнообразных средств обучения: моделей, приборов, инструментов, звѐздных
карт, мультимедиа, Интернета, внедрения в процесс обучения компьютерных программ и т.д. В
основу реализации программы положены следующие принципы:
• принцип исследования, для реализации которого предусмотрены практические работы,
обработка собранных материалов, осуществление органической связи практического материала
с теоретическим;
• принцип междисциплинарности, который позволяет всесторонне раскрыть сущность и
особенности путей изучения космического пространства;
• личностный принцип, который реализует идею гуманизации школьного образования,
ориентирует учеников на осознание их разносторонней связи с космосом, включая потребность
и желание в углублении знаний;
• деятельностный метод, предусматривающий непосредственное вовлечение учащихся в работу
по оценке и обработке собранной информации о космическом пространстве;
• проблемный принцип, который позволяет рассматривать проблему космоса в логике
раскрытия экологических проблем и предполагает овладение системой знаний о звѐздах и
галактиках, о видах воздействия человека на космическое пространство.
1. Формы реализации.
В процессе изучения курса необходимо использовать разнообразные формы
проведения занятий, знакомить учащихся с современными методами астрономических
исследований, а также шире привлекать оригинальные результаты научных наблюдений
(фотографии, спектрограммы и другие материалы). Развитию активности учащихся, выработке
у них умения высказывать и отстаивать собственное мнение будет способствовать проведение
диспутов по наиболее интересующим их проблемам науки.
2. Методы обучения.
Методы обучения, применяемые в рамках курса, могут и должны быть достаточно
разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление
обобщающих таблиц, а также подготовка и защита мини проектов. Помимо исследовательского
метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в
отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том
случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные
наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя
обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться
в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином
уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений
этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
Программа рассчитана на 1 год обучения в 10 классе.
Количество часов – 35.
Занятия проводятся 1 час в неделю.

I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИИ
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования:

Выпускник на базовом уровне научится:
- иметь представления о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной,
пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенно пользоваться астрономической терминологией и символикой;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров
небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- объяснять значение астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем
научно-техническом развитии;
- обосновывать роль отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура
и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и
космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное
излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение
астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной
сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических
координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч) Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров
тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием
сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических
исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон
Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и
ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды:
основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и
расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект

Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.
Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Закон смещения Вина. Подведение итогов в виде докладов и сообщений учащихся
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы
(темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы
современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски
жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд.
Человечество заявляет о своем существовании.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел, тема
п/п
1
Предмет астрономии
Астрономия, ее связь с другими
науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности
астрономических методов исследования.
Наземные и космические телескопы,
принцип их работы. Всеволновая
астрономия:
электромагнитное
излучение как источник информации о
небесных
телах.
Практическое
применение
астрономических
исследований.* 1 История развития
отечественной космонавтики. Первый
2
Основы практической астрономии
Звезды и созвездия. Видимая звездная
величина. Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы. Небесные
координаты. Звездные карты. Видимое
движение
звезд
на
различных
географических
широтах.
Связь
видимого расположения объектов на
небе и географических координат
наблюдателя.* Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца.
Эклиптика. Видимое движение и фазы
Луны. Затмения Солнца и Луны. Время
и календарь.

Количество
часов
2

Виды деятельности

5

Классифицировать
периоды
эволюции
Вселенной. Выступать с
сообщениями, докладами
и
презентациями.
Применять
полученные
знания
к
решению
качественных
задач.
Анализировать
условия
возникновения
жизни;
сравнивать условия на
различных
планетах, делать выводы о
возможности зарождения

Создавать
письменные
высказывания, адекватно
передающие
прослушанную
и
прочитанную
информацию с заданной
степенью
свернутости
(кратко,
выборочно,
полно); составлять план,
тезисы,
конспект.
Оценивать размеры и
возраст Вселенной.

3

Строение Солнечной системы
2
Развитие представлений о строении
мира. Геоцентрическая система мира.
Становление
гелиоцентрической
системы мира. Конфигурации планет и
условия их видимости. Синодический и
сидерический
(звездный)
периоды
обращения планет.

4

Законы движения небесных тел
5
Законы
Кеплера.
Определение
расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс.
Движение небесных тел под действием
сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных

жизни на других планетах
проводить
информационносмысловой анализ текста;
использовать различные
виды
чтения
(ознакомительное,
просмотровое, поисковое
и
др.).Научиться
определять расстояние до
небесных тел и их
размеры
с
использованием
горизонтального
параллакса. Использовать
Интернет для поиска
изображений
астрономических
объектов.
Применять
фундаментальные законы
физики к объяснению
природы
космических
объектов
и
явлений.
Оценивать возраст звезд
по их массе; связывать
синтез тяжелых элементов
в
звездах
с
их
расположением в таблице
Менделеева. Проводить
информационносмысловой анализ текста;
использовать различные
виды
чтения
(ознакомительное,
просмотровое, поисковое
и др.). Устанавливать
отличия между понятиями
видимой
звѐздной
величины и абсолютной
звѐздной
величины.
Использовать
Интернет
для поиска изображений
астрономических
объектов.
Воспроизводить
определения терминов и
понятий:
конфигурация
планет, синодический и
сидерический
периоды
обращения
планет;
формулировать
законы

5

спутников
Земли
и
космических
аппаратов в Солнечной системе.

Кеплера,
определять
массы планет на основе
третьего
(уточненного)
закона Кеплера, вести
диалог,
выслушивать
оппонента, участвовать в
дискуссии; использовать
различные виды чтения
(ознакомительное,
просмотровое, поисковое
и др.)

Природа тел Солнечной системы
8
Солнечная система как комплекс тел,
имеющих общее происхождение. Земля
и Луна — двойная планета. Космические
лучи.*
Исследования
Луны
космическими
аппаратами.
Пилотируемые
полеты
на
Луну.
Планеты земной группы. Природа
Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые
тела Солнечной системы: астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды.
Метеоры,
болиды
и
метеориты.
Астероидная опасность.

Определять и различать
понятия: малые тела,
астероиды,
планетыкарлики,
кометы,
метеороиды,
метеоры,
болиды, метеориты;
характеризовать природу
малых тел Солнечной
системы и объяснять
причины их значительных
различий;
описывать
явления
метеора
и
болида,
объяснять
процессы,
которые происходят при
движении тел, влетающих
в атмосферу планеты с
космической скоростью;
описывать
последствия
падения
на
Землю
крупных метеоритов;
объяснять
сущность
астероидно-кометной
опасности, возможности и
способы
ее
предотвращения.
Классифицировать
периоды
эволюции
Вселенной.
Выступать с докладами о
размерах
и
возрасте
лунных
кратеров,
о
солнечных
пятнах;
использовать различные
виды
чтения
(ознакомительное,
просмотровое, поисковое
и
др.)
Использовать
Интернет для поиска
изображений

6

Солнце и звезды
6
Излучение и температура Солнца.
Состав и строение Солнца. Методы
астрономических
исследований;
спектральный
анализ.
Физические
методы теоретического исследования.
Закон Стефана— Больцмана. Источник
энергии Солнца. Атмосфера Солнца.
Солнечная активность и ее влияние на
Землю. Роль магнитных полей на
Солнце.
Солнечно-земные
связи.*
Звезды: основные физико-химические
характеристики и их взаимосвязь.
Годичный параллакс и расстояния до
звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд.
Эффект Доплера. Диаграмма «спектр —
светимость» («цвет — светимость»).
Массы и размеры звезд. Двойные и
кратные
звезды.
Гравитационные
волны.* Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды —
маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы. Закон смещения Вина.
Подведение итогов в виде докладов и
сообщений учащихся

7

Наша Галактика — Млечный Путь
Наша Галактика. Ее размеры и
структура.
Звездные
скопления.
Спиральные рукава. Ядро Галактики.
Области звездообразования. Вращение
Галактики. Проблема «скрытой» массы
(темная материя).

астрономических
структур.
Определять и различать
понятия: звезда, модель
звезды, светимость;
характеризовать
физическое
состояние
вещества Солнца и звезд и
источники их энергии;
описывать
внутреннее
строение
Солнца
и
способы передачи энергии
из центра к поверхности;
объяснять
механизм
возникновения на Солнце
грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые
проявления
солнечной
активности и их влияние
на Землю; наблюдать
звѐздные
скопления,
галактики и туманности,
определять и различать
понятия:
светимость,
парсек,
световой год; вычислять
расстояние до звезд по
годичному
параллаксу;
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на
диаграмме
«спектр–
светимость»;
использовать
Интернет
для поиска
изображений
астрономических
структур.
Характеризовать
основные
параметры
Галактики:
размеры,
состав,
структура
и
кинематика; определять
расстояние до звездных
скоплений и галактик по
цефеидам
на
основе
зависимости «период светимость»;
распознавать
типы
галактик:
спиральные,

8

Строение и эволюция Вселенной
2
Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик.
Основы
современной
космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла.
Эволюция Вселенной. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой
взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение
расширения
Вселенной.
«Темная
энергия» и антитяготение.

9

Жизнь и разум во Вселенной
2
Проблема существования жизни вне
Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе.
Современные
возможности
космонавтики и радиоастрономии для
связи с другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд.
Человечество
заявляет
о
своем
существовании.

эллиптические,
неправильные
Объяснять
смысл
понятий:
космология,
Вселенная,
модель
Вселенной,
Большой
взрыв,
реликтовое
излучение;
сравнивать
выводы А. Эйнштейна и
А.
А.
Фридмана
относительно
модели
Вселенной; обосновывать
справедливость
модели
Фридмана результатами
наблюдений
«красного
смещения» в спектрах
галактик;
формулировать
закон
Хаббла;
определять расстояние до
галактик на основе закона
Хаббла; по светимости
сверхновых;
оценивать
возраст
Вселенной на основе
постоянной Хаббла;
интерпретировать
обнаружение реликтового
излучения
как
свидетельство в пользу
гипотезы
Горячей
Вселенной;
классифицировать
основные
периоды
эволюции Вселенной с
момента
начала
ее
расширения - Большого
взрыва
Находить
проблему
исследования,
ставить
вопросы,
выдвигать
гипотезу,
предлагать
альтернативные способы
решения проблемы и
выбирать из них наиболее
эффективный;
извлекать информацию из
различных
источников
(включая
средства
массовой информации и
интернет-ресурсы)
и
критически ее оценивать;

Итого 35 ч.

аргументировать
позицию

свою

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».