Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 п. Сосновка Принято с пролонгацией: Педагогическим советом УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ СОШ № 24 Протокол № 1. от «28» августа 2020 г. О.А.Глухова Приказ от 31.08.2020 г. № 174-д Основная образовательная программа среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ФГОС СОО «АСТРОНОМИЯ» 10 класс ГО Карпинск 2020 г. Рабочая программа курса «Астрономия» (далее – программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и с учетом требований примерной основной образовательной программы среднего общего образования., с учѐтом программы «Астрономия 10-11» для общеобразовательных школ рекомендованной Министерством Образования и Науки РФ (автор В.М.Чаругин, Просвещение, 2017) и ориентирована на использование базового УМК В.М.Чаругина «Астрономия 10-11 классы», 2017 в целях реализации основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ № 24. Курс астрономии способствует формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии играет использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Программа курса направлена на развитие творческих способностей, воспитание и развитие личности обучающегося, формирование полного представления о физической картине мира. Цель курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними современную астрономическую картину мира. Основные идеи курса — единство материального мира, эволюционный характер современной астрофизики, опора на наблюдательные данные в процессе познания Вселенной, исторический принцип. В результате освоения данного курса школьники должны познакомиться с методами исследования небесных тел, получить представление о структуре, динамике, происхождении, физических условиях и химическом составе космических объектов и Вселенной в целом. Основными задача курса являются: — осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники; — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; — развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; — формирование научного мировоззрения; — формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный исследовательский подход в обучении, который воздействует на все сферы сознания личности, что является залогом формирования качеств личности учащихся. Оптимизация процесса обучения предполагает использование разнообразных средств обучения: моделей, приборов, инструментов, звѐздных карт, мультимедиа, Интернета, внедрения в процесс обучения компьютерных программ и т.д. В основу реализации программы положены следующие принципы: • принцип исследования, для реализации которого предусмотрены практические работы, обработка собранных материалов, осуществление органической связи практического материала с теоретическим; • принцип междисциплинарности, который позволяет всесторонне раскрыть сущность и особенности путей изучения космического пространства; • личностный принцип, который реализует идею гуманизации школьного образования, ориентирует учеников на осознание их разносторонней связи с космосом, включая потребность и желание в углублении знаний; • деятельностный метод, предусматривающий непосредственное вовлечение учащихся в работу по оценке и обработке собранной информации о космическом пространстве; • проблемный принцип, который позволяет рассматривать проблему космоса в логике раскрытия экологических проблем и предполагает овладение системой знаний о звѐздах и галактиках, о видах воздействия человека на космическое пространство. 1. Формы реализации. В процессе изучения курса необходимо использовать разнообразные формы проведения занятий, знакомить учащихся с современными методами астрономических исследований, а также шире привлекать оригинальные результаты научных наблюдений (фотографии, спектрограммы и другие материалы). Развитию активности учащихся, выработке у них умения высказывать и отстаивать собственное мнение будет способствовать проведение диспутов по наиболее интересующим их проблемам науки. 2. Методы обучения. Методы обучения, применяемые в рамках курса, могут и должны быть достаточно разнообразными. Прежде всего, это исследовательская работа самих учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита мини проектов. Помимо исследовательского метода целесообразно использование частично-поискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационно-иллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости. Программа рассчитана на 1 год обучения в 10 классе. Количество часов – 35. Занятия проводятся 1 час в неделю. I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА АСТРОНОМИИ В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - иметь представления о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; - понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; - владеть основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенно пользоваться астрономической терминологией и символикой; - находить на небе основные созвездия Северного полушария; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы; - объяснять значение астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - обосновывать роль отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» Предмет астрономии (2 ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы (2 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы движения небесных тел (5 ч) Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы (8 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Подведение итогов в виде докладов и сообщений учащихся Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Строение и эволюция Вселенной (2 ч) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Раздел, тема п/п 1 Предмет астрономии Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1 История развития отечественной космонавтики. Первый 2 Основы практической астрономии Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Количество часов 2 Виды деятельности 5 Классифицировать периоды эволюции Вселенной. Выступать с сообщениями, докладами и презентациями. Применять полученные знания к решению качественных задач. Анализировать условия возникновения жизни; сравнивать условия на различных планетах, делать выводы о возможности зарождения Создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно); составлять план, тезисы, конспект. Оценивать размеры и возраст Вселенной. 3 Строение Солнечной системы 2 Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. 4 Законы движения небесных тел 5 Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных жизни на других планетах проводить информационносмысловой анализ текста; использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).Научиться определять расстояние до небесных тел и их размеры с использованием горизонтального параллакса. Использовать Интернет для поиска изображений астрономических объектов. Применять фундаментальные законы физики к объяснению природы космических объектов и явлений. Оценивать возраст звезд по их массе; связывать синтез тяжелых элементов в звездах с их расположением в таблице Менделеева. Проводить информационносмысловой анализ текста; использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Устанавливать отличия между понятиями видимой звѐздной величины и абсолютной звѐздной величины. Использовать Интернет для поиска изображений астрономических объектов. Воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет; формулировать законы 5 спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера, вести диалог, выслушивать оппонента, участвовать в дискуссии; использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Природа тел Солнечной системы 8 Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты; характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий; описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью; описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения. Классифицировать периоды эволюции Вселенной. Выступать с докладами о размерах и возрасте лунных кратеров, о солнечных пятнах; использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Использовать Интернет для поиска изображений 6 Солнце и звезды 6 Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.* Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Подведение итогов в виде докладов и сообщений учащихся 7 Наша Галактика — Млечный Путь Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). астрономических структур. Определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость; характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; наблюдать звѐздные скопления, галактики и туманности, определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год; вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр– светимость»; использовать Интернет для поиска изображений астрономических структур. Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика; определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период светимость»; распознавать типы галактик: спиральные, 8 Строение и эволюция Вселенной 2 Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. 9 Жизнь и разум во Вселенной 2 Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. эллиптические, неправильные Объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение; сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик; формулировать закон Хаббла; определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной; классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва Находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный; извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать; Итого 35 ч. аргументировать позицию свою Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)